Это удивительно, но в 2024 году до сих пор существуют фирмы с крупными автопарками, в которых не внедрены системы спутникового мониторинга транспорта. Что это такое и зачем они нужны? Всё просто – в конечном итоге вы станете экономить больше денег. Особенно на горючем. О том, как именно, расскажем в нашей статье.
Что такое система ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта. Как она работает?
ГЛОНАСС и GPS – это глобальные сети, в которых элементы взаимодействуют друг с другом через наземное и космическое оборудование: искусственные спутники, диспетчерские приборы, клиентские устройства (трекеры, маячки, навигаторы).
Они связаны с 24 спутниками, которые могут точно определить координаты автомобиля: на навигационное устройство поступает информация о местонахождении спутника и время. Приемник сравнивает часы и минуты отправки сообщения и получения, определяя расстояние до спутника. На основании таких автоматических расчетов устанавливается локация машины.
Эти данные поступают диспетчеру в систему мониторинга транспорта. На их основе разрабатываются оптимальные маршруты и график рабочего времени водителя, благодаря чему оптимизируются расходы предприятия на ГСМ, обслуживание автопарка, заработную плату. Рассмотрим её функции подробнее.
Зачем компании с автопарком спутниковый мониторинг
Системы по мониторингу автопарка служат для выполнения следующих задач:
Отслеживание местонахождения ТС и грузов.
Нужно для помощи в навигации и для контроля соблюдения водителями маршрутов, вызова экстренных служб при аварийных и криминогенных ситуациях.
Сбор информации о ТС и водителе.
Позволяет контролировать состояние транспорта и следить за его надлежащей эксплуатацией. Также передаёт данные о ненадлежащем поведении водителей при перевозках (телефон за рулём, нарушение ПДД и т.д.).
Контроль условий перевозки.
Сенсоры собирают и передают диспетчеру данные, например, о температуре и влажности в кузове, уровне наполнения ёмкостей с жидкостями и многих других параметрах. Важно при перевозке особых, в том числе опасных грузов.
Контроль расхода топлива.
Датчики уровня топлива фиксируют любые изменения объёма горючего в топливном баке, в том числе расход за определённый промежуток времени на указанном участке пути. Фиксирует наполнение бака при заправках и снижение уровня жидкости при сливе топлива из него.
Последний пункт наиболее важен, ведь расходы на топливо составляют одну из самых крупных частей расходов в любом автопарке. Системы спутникового мониторинга транспорта позволяют ощутимо снизить расходы в этом сегменте. Далее говорим о том, как именно.
Учёт топлива при спутниковом мониторинге
Компании, которые интегрируют в свой бизнес системы спутникового мониторинга транспорта, могут очень хорошо сэкономить на закупках бензина. Такая возможность обеспечивается функционалом датчиков уровня топлива или сокращённо ДУТ – самых распространённых устройств обеспечения современных комплексов по контролю за ТС. Они доступны как крупным концернам, так и маленьким автопаркам, обеспечивая им всем следующие преимущества:
- Пресечение краж горючего. Никто не будет сливать ГСМ, зная о наличии датчика уровня топлива. Последний моментально передаёт диспетчеру сигнал при резкой смене объёма горючего или попытке деактивировать/снять ДУТ.
- Контроль за эффективностью расхода топлива автомобилями. Его повышение при прохождении одного и того же маршрута позволит выявить неисправности транспортного средства и отправить его в ремонт, избежав ещё более серьёзных поломок.
- Предотвращение “левых” рейсов. Завышенный расход бензина или дизеля на исправном автомобиле сразу покажет на любителя заработать путём использования корпоративного имущества.
- Борьба с обналичиванием топливных карт и поддельными чеками. Достаточно просто сравнить траты на топливо “по документам” и фактический расход. Если водитель проводил махинации с оплатой топлива корпоративными деньгами, то они сразу вскроются.
Себестоимость внедрения и обслуживания комплексов спутникового мониторинга
Назвать конкретную цифру не представляется возможным, так как функционал и оснащение подбираются индивидуально под нужды заказчика. Само собой, они будут разными у небольшой грузовой компании и логистического гиганта.
Значение также имеет и сфера, в которой занята компания. Например, обычная служба грузовой доставки и компания по перевозке опасных грузов имеют разные потребности. Первой достаточно пресекать использование транспорта водителями для сторонних “подработок” и кражу топлива. А вот вторым уже нужно, чтобы ТС следовало строго по заданному маршруту, условия перевозки груза строго соответствовали нормам, а водитель не отвлекался от дороги. Сами понимаете, комплектация разная.
Однако если говорить про целесообразность и окупаемость системы спутникового мониторинга, то направление деятельности значения не имеет – лишь бы был автопарк. И независимо от его размера компания:
- Сократит расходы на топливо;
- Сможет эффективнее строить логистику;
- Выявит хищения недобросовестным персоналом;
- Оптимизирует расходы на обслуживание ТС;
- Улучшит качество и безопасность перевозок.




